Частые вопросы по ГБО (газовому оборудованию) для автомобилей

Частые вопросы по установке газового оборудования на автомобили

Мы постарались ответить на часто задаваемые вопросы о ГБО в Автотехсервисе «Автодом-Алекс».

Да, возможно. Компания BRC Gas Equipment выпускает специальные комплекты оборудования, предназначенные для таких автомобилей. Выпускается ли такой комплект именно для вашего автомобиля, можно узнать здесь или, связавшись с сотрудниками "Автодома".

На мощные машины тоже можно. Гоночная команда "BRC Racing Team" на метановом Ford Fiesta R5 выигрывает чемпионаты Италии по ралли, соревнуясь с бензиновыми авто.

Да, можно. Технически к такому действию нет никаких препятствий. Но вот экономически это оправдано только для машин, которые имеют большие пробеги. Для той же дизельной легковушки, которая перевозит своего хозяина на работу – дачу – рыбалку срок окупаемости газового оборудования за счёт цены топлива станет запредельным, поскольку цены на такое оборудование содержат в себе не десятки, а сотни тысяч рублей.

При правильной установке баллона для сжиженного газа, в него заправляется 0,8 от номинального объёма. То есть, если бак промаркирован изготовителем как пятидесяти литровый, то в него должно заправляться сорок литров газа, оставшиеся десять литров заняты парами газа над жидким газом. Таково требование безопасности. На соблюдение нормы заправки рассчитан мультиклапан, который будет разным для разных по размеру и конструкции баллонов.

Объём метановых баллонов тоже указывается в литрах, а вот заправка подсчитывается в кубических метрах. Для того, чтобы узнать, сколько метана войдёт в баллон, надо объём баллона в литрах умножить на 0,25 и получится газ в кубах. Например, в пятидесяти литровый баллон войдёт 12,5 кубических метров метана. Ограничивает количество заправляемого метана давление, которое даёт заправочная станция и противодавление оставшегося в баллоне газа. Поэтому летом в большую жару бывает совсем непросто заправиться – влезает по чуть-чуть.

Расход пропан-бутана по отношению к расходу бензина больше на 10-15%. Ещё примерно 5% добавляется за счёт некоторого изменения стиля езды, - помня, что топливо обходится дешевле, водитель начинает ехать несколько энергичнее. Можно считать, что расход пропан-бутана превышает расход бензина на 15-20%.

Расход метана можно считать в соотношении 1 кубический метр метана за 1 литр бензина.

В случае, если газовым оборудованием оснащается машина с непосредственным впрыском, то общий расход топлива делится в пропорции 80:20. То есть, из всего сгоревшего в цилиндрах топлива 80% составит газ, а 20% составит бензин.

Так же, как и бензин бывает летний и зимний, так и сжиженный нефтяной газ бывает летний и зимний. Пропан-бутановая смесь летнего состава – это 50% пропана и 50% бутана, а зимняя смесь – это 80% пропана и 20% бутана.

Сжатый газ всегда имеет один и тот же состав. Теоретически – это 100% метан.

Пропан — это сжиженный нефтяной газ, спутник добычи нефти. Он хранится в жидком состоянии в баллонах под давлением до 16 атмосфер. Его расход измеряется в литрах. Цена за 1 л пропана примерно в 2 раза меньше бензина. Теплотворная способность 1 л бензина равна 1,15 л пропан-бутана.

Метан — это сжатый природный газ. Он вырабатывается в природе естественным образом в результате реакций брожения. Метан хранится в баллонах в газообразном состоянии под давлением 200–250 атмосфер. Расход и цена его определяется в кубометрах. Цена его примерно в три раза меньше цены бензина. Метан используется как топливо в транспорте, в домашних газовых плитах, на тепловых электростанциях, активно поставляется по трубам за границу. Теплотворная способность 1 л бензина равна 0,95 кубометра метана.

Для хранения метана, эквивалентного по теплотворности пропану, требуется в три раза больший объем: в баллон емкостью 100 л можно заправить около 25 кубов метана или около 80 л пропана.

Вообще, метан, конечно, интереснее. Он более калорийный, у него больше октановое число, он содержит меньше примесей, чем пропан-бутан, качество его в разных регионах страны стабильное, в отличии от пропан-бутана. Он почти в два раза дешевле, чем пропан-бутан, он относится к возобновляемым источникам энергии. Словом, красота! Но он требовательнее к качеству установки, баллоны для него стоят в рублях и весят в килограммах значительно больше, чем пропан-бутановые, а количество общедоступных метановых заправок на всю Брянскую область составляет умопомрачительное число – целых три! В других областях количество их не сильно отличается.

Однако, государство раз за разом принимает документы по газификации автотранспорта и расширению сети метановых заправок, а в Европе, говоря "газовый автомобиль", имеют ввиду именно метановый.

Ответ зависит от того, на какой газ переводим двигатель. Если речь идёт о пропан-бутане, то вариатор не нужен, если о метане, то обязателен. Дело в том, что в зависимости от сезона (лето - зима) пропан-бутановая смесь, отличаясь по составу, имеет октановое число 95-98, а метан имеет октановое число 110-115. Соответственно, современные штатные блоки бензинового впрыска прекрасно справляются с работой на пропан-бутане, а вот для работы на метане требуют такой коррекции угла опережения зажигания, которая выходит за допустимые для них рабочие диапазоны.

При правильной настройке газового оборудования на исправном автомобиле значительного изменения динамических свойств не будет. 

Однако, если проводить точные замеры, то выяснится, что при работе на пропан-бутане двигатель теряет 5-7% мощности, а при работе на метане 8-10% при задействованном вариаторе угла опережения зажигания. Если вариатор не используется, потери составляют 15-16% мощности двигателя.

Для того, чтобы снять с двигателя максимальную мощность, BRC предусматривает автоматический переход на бензин при экстремальных нагрузках, когда полностью открыта дроссельная заслонка и обороты коленвала близки к максимальным.

Ну, а если вам нужна полная мощность двигателя на всех, в том числе переходных, режимах, и вы готовы платить за сохранение динамики автомобиля при езде на газе, то есть смысл устанавливать ГБО 5-го поколения компании Vialle. Это оборудование осуществляет впрыск газа в жидком виде, а не в газообразном, как ГБО 4-го поколения. При таком впрыске сохраняется вся мощность двигателя на всех режимах работы, возможен запуск и работа на газе холодного двигателя, не требуется подвпрыск бензина. И, кроме того, обеспечивается прирост крутящего момента двигателя на 5-8%.

Нет, не правда. К сожалению, на данный момент никто не компенсирует нам наши расходы.

Для оборудования BRC и работ по его установке гарантия "Автодома" 3 года без ограничения пробега автомобиля.

Для оборудования OMVL и работ по его установке базовая гарантия 1 год или 75 тысяч километров пробега автомобиля, на некоторые элементы срок увеличен.

Не вредно, если всё настроено правильно. Более того, из-за отсутствия в газе той же серы, например, увеличивается срок службы моторного масла. В двигателе при работе на газе уменьшается отложение нагара. Что касается тепловой нагрузки на клапаны, то она не превышает нормальной за счёт подвпрыска бензина, реализованного компанией BRC.

Только отчасти. Современные газовые блоки управления работают, «переосмысливая» команды и сигналы штатного автомобильного блока управления бензиновым впрыском. Поэтому исправность и корректная работа бензинового блока управления – это основа для работы газового впрыска. При неисправности или некорректной работе бензинового блока управления газовый блок управления также не сможет управлять своими форсунками, либо будет это делать неправильно. А вот в случае, если неисправна бензиновая форсунка какого-то цилиндра, газовая форсунка этого цилиндра будет работать вполне успешно.

Наверх