Один мужчина поздно ночью ехал по делам. Вдруг — резкий удар, машина подпрыгнула на дороге. Водитель затормозил и вышел посмотреть, что случилось. Оказалось, в темноте машина попала в выбоину. Передние диски, шины и стойка амортизатора были сильно повреждены.
Мужчина обратился к оценщику. Эксперт заключил, что стоимость восстановительного ремонта автомобиля без учета износа составит 151 203 Р, а с учетом износа — 42 596,97 Р.
Источник: определение ВС РФ № 85-КГ18-20
Мужчина решил взыскать с организации, которая отвечает за безопасность дорог, полную сумму на ремонт без учета износа. Плюс расходы на оценку — 5000 Р.
Водитель. Я ехал по дороге и попал в яму. Яма была длиной в человеческий рост, в ширину — полметра, а в глубину — 10 сантиметров. В результате мой Мерседес серьезно пострадал. Я в аварии не виноват: освещения на дороге не было, лежал снег, никаких признаков ремонтных работ, ограждений и предупреждающих знаков я не видел.
В повреждении моей машины виновата горуправа, а точнее — управление дорожного хозяйства. Это они должны следить за дорогами и вовремя их ремонтировать. Раз не уследили — пусть теперь оплачивают мне ремонт. У меня есть заключение экспертизы, согласно которому стоимость ремонта составляет 151 203 Р. Прошу взыскать эти деньги с управления дорожного хозяйства.
Управление городского хозяйства. У этого мужчины старая машина 2005 года выпуска, а он хочет за ремонт 150 тысяч рублей. Автомобиль целиком столько не стоит, потому что и сам бы скоро развалился. Иск не признаем, ничего платить не будем.
По закону покрытие проезжей части дорог не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, которые затрудняют движение транспортных средств с разрешенной скоростью.
ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения»
Есть даже гост, который регламентирует допустимый размер выбоин на дороге. Так, по длине они не должны превышать15 см, по ширине —60 см, по глубине —5 см. На ликвидацию таких повреждений дается не более пяти суток. Специальные органы должны следить, чтобы состояние дорог соответствовало правилам и стандартам.
На дороге, по которой ехал этот мужчина, действительно была выбоина. Это подтверждают сотрудники ГИБДД и сам ответчик. Поэтому за ущерб должно отвечать именно управление дорожного хозяйства города. Это ведомство не выполнило свои обязанности по своевременному ремонту дорог.
Но мы считаем, что взыскивать с ответчика полную стоимость ремонта без учета износа нельзя. Мерседес выпущен в 2005 году, на момент ДТП находился в эксплуатации более 12 лет, имеет 233 996 км пробега и значительный износ. Истец не предоставил информации о том, что в машине были новые или незначительно изношенные детали, которые были повреждены в результате ДТП.
Поэтому мы взыскиваем с управления городского хозяйства стоимость ремонта с учетом износа, то есть 42 597 Р, а также расходы по проведению оценки и уплате госпошлины — 5000 и 1477,91 Р соответственно.
Мужчина не согласился с решением суда и пошел его оспаривать.
Решение коллег из районного суда законно. С учетом состояния и возраста автомобиля этой суммы достаточно на ремонт. Оставляем решение в силе.
Это решение истец обжаловал в Верховном суде.
И районный, и областной суд ошиблись.
Если чье-то право нарушено, он может требовать полного возмещения убытков. Убытки — это расходы, которые человек понес или должен будет понести для восстановления своих прав. В этом случае — для восстановления автомобиля.
Если для ремонта автомобиля будут использованы новые детали, то их стоимость тоже считается убытками, даже если цена машины увеличится по сравнению с ее ценой до повреждения. Несмотря на то что автомобиль старый, его нужно ремонтировать новыми деталями, а их стоимость должен оплатить виновник аварии.
Размер возмещения можно уменьшить, если ответчик докажет, что существует другой, более разумный и распространенный способ исправления таких повреждений. Но таких обстоятельств в деле нет.
Пересмотрите дело и примите решение в соответствии с требованиями закона о полном возмещении убытков.
И правда, обычно автомобили ремонтируют новыми запчастями. По закону цену новых деталей нужно включать в убытки, даже если в поврежденном автомобиле детали были двенадцатилетней давности.
п. 13 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25
Других, более разумных и распространенных в обороте способов устранения полученных повреждений мы не знаем. Взыскиваем в пользу истца 151 203 Р на ремонт, 5000 Р — расходы на проведение оценки, 4224 Р — расходы по уплате государственной пошлины.
Спустя год судебных разбирательств сумма увеличилась в три с половиной раза — с 42 тысяч до 151 тысячи рублей.
Эта история будет полезна тем, кто взыскивает с виновника аварии ущерб, причиненный автомобилю. Если ответчик не докажет, что можно дешевле и проще отремонтировать автомобиль или что стоимость деталей завышена, то он будет обязан возместить стоимость ремонта без учета износа. Даже если автомобиль и до аварии был старый. Потерпевший не должен искать, где купить стойку амортизатора 2005 года выпуска.
абз. 3 п. 5 постановления Конституционного суда РФ от 10.03.2017 № 6-П
В дорожно-транспортных происшествиях, где автогражданская ответственность виновника застрахована по ОСАГО, страховая компания обычно возмещает стоимость ущерба с учетом износа. Это предусмотрено единой методикой расчета ущерба по ОСАГО. Если этих денег не хватает на ремонт, разницу можно взыскать с виновника ДТП.
Статья взята со страницы издание "Тинькофф Журнал"
https://journal.tinkoff.ru/omg/skupoi-platit-trizhdy/